Суббота, 27 ноября, 2021

Первый мэр Кривого Рога

Григорий Гутовский — не просто мэр города, он еще и является почетным гражданином Кривого Рога. Прожил он очень насыщенную и посвященную строительству родного города жизнь, скончался 63-м году в самом преддверии Старого Нового года в 1993-м году. Вместе с Григорием Ивановичем ушел и целый период развития Кривбасса, в этом ощущается какое-то символическое значение. В его работе конечно же были минусы, но и были огромные бесспорные плюсы о которых даже сейчас можно спросить у старожилов. В особенности те 400-тысяч человек проживающих в городе, а на сегодняшний день в квартирах, которые возводились в то время когда Григорий Иванович был у власти, а также те, кто изо дня в день для перемещения использует самый популярный в Кривом Роге вид транспорта — скоростной трамвай,  которому нет аналогов во всем нашем государстве. Дальше на kryvyi-rih-yes.com.ua.

Но последние события декоммунизации в городе практически стерли его имя из лексики Кривбасса, что является абсолютно незаслуженным. В памяти большинства криворожан он остается первым и успешным мэром строившим родной город.

Своим умом и трудом

В поселке Ханженково 8 января 1930 года  появился на свет Григорий Иванович Гутовский. Поселок с годами превратился в один из микрорайонов Макеевки. Неизвестно как молодой  Григорий  Иванович мог оказаться на Западной  Украине, но известен факт, что в 1948-м году он очень успешно закончил финансово-экономическое училище, которое находилось в Тернополе.

После он устроился на первую работу, которая находилась в городе Чертков на вакансию бухгалтера сберкассы. После работал в городе Бережаны 

Григорий Иванович был перспективным молодым парнем и уже в скором времени его приметили и пригласили на работу заведующего организационным отделом Бережанского райкома ЛКСМУ. Еще спустя некоторые месяцы ему назначили очень ответственную должность на то время — инструктор районной газеты “Красные Бережаны”, после которой он ушел служить в Советскую Армию и переехал в Кривой Рог.

Рабочий путь в Кривом Роге Гутовский Г. И. начал на Центральном рынке, где около двух лет трудился на должности старшего бухгалтера рынка. Он и здесь себя зарекомендовал с наилучшей стороны  и незадолго был переведен на комсомольскую работу.

Был заведующим сектором и вторым секретарем Центрально-Городского райкома ЛКСМУ. После этого трудового пути в 1960-м  году Григорий Иванович перешел на  новую работу — заместителя председателя артелей «Химпром». Когда он перешел на новое место работы его практически сразу пригласили в партию, он не отказал и занял новую должность инструктора организационного отдела Криворожского горкома Коммунистической партии Украины.

Также трудился секретарем парткома треста «Криворожжилстрой» в период с 1963-го года по 1966-й год, где Григорий Иванович  и ознакомился со всеми азами массовой застройки жилья, что впоследствии сыграло важнейшую и огромнейшию роль в развитии Кривбасса. Ведь 1980-х года начались невероятные темпы строительства именно жилых многоэтажек, которые были лидирующими на всем СССР.

Следующие десять лет для жизни Гутовского Г. И. были очень значимыми в его карьере. Она стремительно поднималась вверх с 1966-го года по 1969-й год он работал вторым секретарем Ингулецкого райкома КПУ, после с 1969-го года по 1973-й год уже трудился секретарем в Терновском райкоме, а с 1973-го года по 1979-й год был вторым секретарем Криворожского горкома  Компартии Украины.

Очень редко в его биографии и жизненном пути упоминают, то что он работая, поднимаясь по карьерной лестнице параллельно  получал высшее образование и не одно. Он закончил педагогически и горнорудный институты в Кривом Роге, взятки не давал, все сдавал своими силами и умом.

Кривой Рог город для молодежи

1979-й год — Гутовский Г. И. был избран главой Криворожского совета и горисполкома. Целых тринадцать лет он руководил городом и превратил Кривбасс из промышленного городка,  в могущественный центр индустрии, развитой инфраструктуры,  в город где есть все необходимое, включая и продукты питания, а также город который невероятно быстрыми темпами возводиться.

За время его руководством города было воплощено уйма сильных проектов, такое количество не выполнял ни один его предшественник. Он был последним мером советского времени, его также избирали депутатом Верховного Совета двух созывов с 1981-го года по 1989-й года,а также членом Президиума Верховного Совета Украины в 1981-1986 годы.

Кривой Рог стал мечтой каждого. Выпускники всех ВУЗов СССР мечтали, чтобы их распределили именно сюда, ведь здесь очень быстро молодых людей обеспечивали крышей над головой. Для начала это была обычная кровать в достойном общежитии, а по истечении полутора-трех лет молодежь могла получить собственную квартиру. Одиноким людям доставались однокомнатные квартиры, а те кто имел семью с ребенком получали двухкомнатные квартиры. У тех кто имел более двух детей или же если родился второй ребенок  родители могли получить квартиру с тремя, четырьмя и более комнатами. Однушки освобождались довольно быстро, поэтому молодым рабочим долго ждать своей очереди на получение квартиры не приходилось.

Каждой семье по  квартире

Все это происходило благодаря инициативе Григория Ивановича, был создан с нуля второй комбинат крупнопанельного строительства. В 1980-х годах каждый год в городе вводилось в эксплуатацию близко 300 тысячи метров квадратных жилой площади — это настолько огромное количество, что даже областные центры его не догоняли. На сегодняшний день больше чем половина населения Кривбасса, а это около 400-т тысяч криворожан из 600-т тысячного города живут в этих квартирах, построенных во времена Григория Ивановича коллективом строительного комбината.

Благодаря Гутовскому Г. И. в Кривом Роге есть такие микрорайоны как пятый Горняцкий, шестой Солнечный, Индустриальный, Макулан, микрорайоны находящиеся на Северном и Ингулецком ГОКах, а также Заречный.

В то время целые районы расти как грибы после дождя. Это были не все планы на застройку жилых домов, есть незавершенное строительство семи микрорайонов Восточного, что показывает, что у Григория Ивановича были грандиозные планы на развитие города. Виной незавершенного строительства стал распад СССР и безумная инфляция в начале 1990-х. На сегодняшний день построено только половину Восточных, а это первый, второй и третий микрорайоны. 

Комбинат и канал Днепр-Ингулец

Он был из тех людей которых называли крепкими хозяйственниками. Григорий Иванович всегда заботился про криворожан и отстаивал только интересы города, даже в тех случаях когда они шли врозь с областными и республиканскими. 1981-м году его было избрано членом Президиума Верховного Совета СССР, где он в полной мере пользовался своими полномочиями для  того чтобы решить все нужны криворожан.

На сегодняшний день про КГОКОР  в окрестностях Долинской никто вообще не вспоминает, а некоторые криворожане даже и не знали о его существовании. Это был невероятно масштабный проект ГРигория Ивановича, его реализация  оказалась бы очень положительное влияние на развитие Кривбасса, и помимо этого еще бы и снизила экологическую нагрузку на криворожан проживающих в южных районах города. Строительство комбината на сегодняшний день находиться в районе  70% выполнения, и по предварительным данным его достроить планирует компания “Рудомайн” в ближайшие годы.

Для того  чтобы комбинат функционировал в полной мере необходимо было очень большое количество пресной воды, но ни  Карачуновское, ни другие ближайшие водохранилища не могли обеспечить такой объем воды. Поэтому Григорию Ивановичу удалось воплотить еще один проект — канал “Днепр- Ингулец”. Вставали вопросы и о срыве темпом возведения важного объекта, но после того как Гутовским Г. И. была представлены конкретные предложения по ускорению строительства и ввода в эксплуатацию канала,  строительство таки набрало темпы и вода уже в скором времени была и на предприятии и на полях Долинской округи.

Сам канал начал свое функционирование  в 1988-м году. Он несет воду из Днепра на протяженности более 150-ти километров и снижает жесткость питьевой воды, которую употребляют около 30% криворожан.

Вода из Днепра является основным потоком, который служит промывателем русла реки Ингулец в которое из года в год сбрасывается огромное количество  шахтных вод высокой минерализации. Если бы не данный проект Григория Ивановича, то на сегодняшний день южное русло реки Ингулец занимающее более десятков километров стало бы зоной смерти, где  из-за высокой концентрации солей и минералов не осталось бы ничего живого.

Скоростной и ботанический сад

Никто никогда из криворожан не задумывался благодаря кому такое красивейшее место как ботанический сад существует в нашем городе. Сад был открыт на микрорайоне Даманский  в 1983-м году. С самого начала своего пребывания в Кривом Роге его развитие поддерживал Григорий Иванович. На сегодняшний день ботсад излюбленное место большинства криворожан, сюда приезжают полюбоваться цветением разных растений, устраивают фотосессии и многое другое. Большой вклад Гутовский Г. И. вложил и в оздоровление среды Криворожья., расширил базу соцкультбыта. Но особым достижением этого великого человека стал криворожский скоростной трамвай или же метротрам.

Кривой Рог ни сейчас, ни во времена советского союза не является центром области, и соответственно по правилам тех времен не бог быть претендентом на строительство метро. Но Кривбасс развивался просто максимальными темпами и  катастрофически нуждался в таком виде транспорта. Григорий Иванович нашел решение и этой проблемы придвинув свой уникальный  проект в кабинеты Киева и Москвы и получил разрешение на строительство единственного в своем роде метротрама.

Для обычного трамвая планировалось по проекту построить отдельную ветку, которая бы проходила по восточной части города, который только строиться. Планировалось проложить линии как и наземные, так и  подземные. 1986-й год стал годом открытия этого проекта. Была введена в эксплуатация первая ветвь от микрораона Индустриальный (бывшая Площадь Труда) до Станции Мудреная. На сегодняшний день каждый может добраться с Заречных до ЮГОКа и НКГОКа.

Его некоторые критиковали за то что такой транспорт и строят на отшибе города, но когда узнали, что  метротрам будет проходить между спальными районами, у многих Гутовский Г. И. еще больше поднялся  в глазах. 

Спасо-Преображенский собор

В СССР как известно не  чествовали религиозных служителей, церкви, храмы и прочее. Но жители Кривого Рога нуждались в религии и храмах, поэтому  криворожане из Саксаганского района обратились  к Гутовскому Г. И. с просьбой выделить участок под строительство нового храма, и он одобрил это просьбу. Так и появился огромный  Спасо-Преображенский собор на  площади 30-ти летия Победы. Храм был построен в стиле украинского барокко, его площадь составляет больше чем 1 тысяча метров квадратных и он способен вместить в себя около трех тысяч прихожан.

Аэропорт

Во времена руководства Григория Ивановича Кривой Рог пополнился и международным аэропортом. Ранее криворожане могли летать только на ЯК-40, и взлетать по грунтовой дороге на Смычке, там ранее находился аэропорт. Но благодаря Гутовскому Г. И. жители Кривбасса получили невероятную возможность и невероятный, новейший аэропорт,  с которого можно было улететь в Москву, Казань, Львов,Киев, Одессу, Ригу, Сочи, Ленинград и многие  другие города.

Терминал аэропорта Кривого Рога в то время мог принимать огромное количество человек на то время, а это 400-а человек  в час, и учитывая опять же то, что Кривой Рог не являлся областным центром. За четыре года  начиная с 1981-го и по 1985-го  через аэропорт прошло более чем 488-мь тысяч людей. Только в 1986-м году аэропорту присвоили статус Международного.

Город, о котором мечтают

Гутовский Г. И. вместе со своей командой единомышленников хотели добиться того чтобы Кривому Рогу предоставили статус республиканского подчинения, но этого осуществить не удалось. Но в 1991-м году Григорий Иванович смог добиться того, чтобы Кривой Рог считался отдельной строкой в  тогдашнем бюджете УССР как Киев и Севастополь. Такие изменения могли бы за собой повлечь значительные преимущества в получении субвенций для региональных программ, но СССР вскоре распался, а сохранить этот статус в Независимой Украине не удалось.

Каждым своим действие Гутовский показывал и доказывал бескрайнюю любовь к криворожанам и к городу  в целом. В 1991-м году по инициативе мэра были выплачены все пенсионные долги,  бюджетные зарплаты, жители смогли немного улучшить свое материальное состояние и почувствовать, что о них заботится.

Те, кто помнит его деятельность, те, кому повезло с ним сотрудничать вспоминают его с большим теплом и благодарностью. Он был один из лучших мэров  которые только были в городе в длинною в жизнь.

Память

В 1992-м году были очередные выборы главы Кривого Рога, но уже на этих выборах Гутовский Г. И. не принимал участие по неизвестным причинам. Он достойно передал все городские дела новому мэру Юрию Любоненко, а сам занял новую должность председателя в Пенсионном фонде. Вот только проработал он на этой должность совсем малое время. Его сердце остановилось  в канун Старого Нового Года 13-го января 1993-го года в возрасте 63-х лет.

В 2000-м году Григорию Ивановичу  посмертно присвоили звание Почетного гражданина Кривого Рога. А спустя восемь лет со дня смерти память Гутовского удостоили мемориальной доской на доме где он ранее проживал последние 20-ть лет своей жизни по улице Свято-Николаевская, 17.

В чего выдающего человека Григория Ивановича была названа одна из улиц на втором микрорайоне Восточного, станция скоростного трамвая. Но после декоммунизации все было переименовано.